Архивы за месяц: Май 2024

Роль отца в воспитании ребёнка

Роль отца в воспитании ребёнка

Консультация педагога-психолога

для молодой семьи

В семьях часто бывает так, что после появления ребенка главными лицами в семье становятся малютка и его мать. А глава семьи отодвигается «на вторые роли». А на самом деле, какова же роль отца в семье, и в частности, в воспитании собственного ребенка?

 

Роль отца демонстрирует собой определенный эталон поведения, источник уверенности и влияния. Он — олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. Дети, воспитанием которых занимаются оба родителя, имеют ряд преимуществ:

— меньше проблем в поведении;

— лучшие результаты в учебе;

— лучшее состояние здоровья, как физического, так и психического;

— легче находят общий язык со сверстниками;

— если отношения отца с матерью хорошие, то и сами создают крепкие семьи;

— добиваются лучших успехов в профессиональной деятельности.

 

Отцовское влияние — это благородная и большая сила в воспитании детей. Отцовская любовь более взыскательна и справедлива: ребенка любят за достоинства и заслуги. Материнской любви чужда объективность: ребенка любят за то, что он есть.
Непросто быть отцом, трудна, сложна, ответственна эта миссия. Сыновья подрастают, чем-то радуя вас, а чем-то разочаровывая. Мальчишки — особый народ, беспокойный и непоседливый, и чтобы ваш сын вырос настоящим мужчиной, нужен огромный ум, такт, мужская строгость, твердость, терпение и взаимопонимание. Мальчику необходимо мужское влияние, воспитание мужских качеств, таких, как мужское достоинство, рыцарское отношение к женщине, умение брать на себя ответственность, способность к труду, и множество других качеств, присущих настоящему мужчине. Можно сказать, что характер ребенка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер.

Общаясь с сыном, отец должен придерживаться правил, которые помогут ему в общении с ним:

1.С уважением относиться к матери. Ни в коем случае не критиковать ее в присутствии ребенка. Чаще вспоминать о своей любви друг к другу. Постараться остаться друзьями и любящими родителями, даже если вы в разводе.

2.Папа человек, а не праздник. Основная роль отца заключается в главном – отец в первую очередь является для ребенка другом, учителем, примером для ребенка, а не праздник на двух ногах.

3.Качество, а не количество общения. Читайте, ведите беседы на интересующие ребенка темы, гуляйте. Ведь папа может столько дать интересного ребенку.

Для полноценного воспитания девочек, для формирования гармоничного женского характера, им, как и мальчикам, крайне необходимы постоянные контакты, совместная деятельность с отцами.

С момента рождения именно от отца дочери необходима похвала, например, такая: «Принцесса, красавица ты моя»; это воспитывает гармоничность, само принятие, уверенность в себе, женское достоинство. Воспитание дочери — дело особое, чрезвычайно тонкое, крайне ответственное. Отец присутствует во всей будущей жизни женщины: интуитивно она выбирает себе партнера такого же, как отец; папа является прообразом мужа; общение с отцом накладывает серьезный отпечаток на взаимодействие с другими мужчинами.

 

4.Отец дает малышу то, что не может женщина. В воспитании детей отцы придерживаются логики, последовательности и принципиальности. Тогда как мама чаще дает слабину и отменяет через некоторое время свои же запреты.  Когда отец, приходя с работы, вместо лежания на диване интересуется делами всех членов семьи, общается с каждым из них, ребенок ощущает свою значимость и уверенность в себе.

5.Физическое развитие. Отец участвует в формировании двигательных навыков у детей до года. Мужчина в отличие от женщины не боится заниматься активными играми с таким крохой, причем оба (и отец, и малыш) получают от этого огромное удовольствие. Матери не стоит отбирать малыша у папы во время подкидываний вверх, катании на плечах и других экстремальных забав. Такие игры не только веселят ребенка, но и стимулируют физическое развитие – он быстрее научится ползать и ходить, а кроме всего прочего, у него с ранних лет будет формироваться и развиваться вестибулярный аппарат. Большинство мальчиков с определенного возраста стремятся сформировать сильное и выносливое тело. Отец может помочь сыну выбрать подходящий вид спорта, позволяющий не только повысить физическую силу, но и научиться аккуратности и дисциплине. Вместе с папой ребенок пройдет все трудные этапы формирования характера и силы воли. Мужчине при этом важно поощрять сына, хвалить его за успехи и поддерживать в неудачах. Огромная заслуга отцов в воспитании дочерей состоит в том, что они дают возможность познавать окружающий мир с мужской позиции. Общие семейные прогулки трансформируются в увлекательные исследовательские мероприятия, где отец учит дочь ориентироваться на местности, различать насекомых и животных. Папа может найти четкие, правдивые и исчерпывающие ответы, на любознательные вопросы дочери.

6.Социализация. Отец предъявляет ребенку определенные требования, которые необходимо четко выполнять в обществе. Он учит малыша уважительно относиться к окружающим людям, правильно себя вести вне дома. В процессе воспитания именно от отца малыш узнает, что такое одобрение, порицание и наказание.

Отец – это человек, дополняющий женское воспитание ребенка. Без его участия малыш лишается огромной доли ценностей и понятий в семье, он не видит эталон для подражания.

Роль мужчины в воспитании детей огромна. Огромная заслуга отцов в воспитании состоит в формировании мужской модели поведения для сыновей, становлении их как сильных и смелых личностей. При воспитании дочерей роль отца не менее значима, т.е. он становится для девочки эталоном – образом идеального мужчины, что будет очень важно при формировании у девочки навыков общения с противоположным полом. Задача матери, не ограждать детей от отца, не стремиться совместить в своем лице обоих родителей, а в случае необходимости помогать налаживать контакт детей с мужем.

7.Психическое развитие. Чем раньше отец начнет контактировать с ребенком, тем сильнее будет их будущая привязанность. Отец может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на психическое здоровье ребенка. Важно, не откладывать общение с малышом, перекладывая все заботы о младенце на мать. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер. Отцы устраивают необычные, энергичные, непредсказуемые игры, связанные с возней и неразберихой. Такие игры привлекают детей, они формируют быструю реакцию на возможную опасность, учат принимать верное решение в сложной ситуации, заряжают положительными эмоциями, снимают нервное напряжение.

Таким образом, участие отца в воспитании детей оказывает влияние на формирование личностных качеств ребенка, от которых во многом зависит их будущее благополучие.

 

Соблюдайте правила безопасности на воде.

За сутки работники ОСВОДа спасли 5 жизней. Из реки Припять в г. Наровле вблизи центрального пляжа спасена учащаяся колледжа, 2008 г.р; из реки Днепр в г. Речица вблизи центрального пляжа спасен учащийся школы, 2009 г.р.; а из реки Ипуть в г. Добруше на центральном пляже спасены учащиеся колледжа, 2005, 2008, 2007 г.р. Уважаемые граждане! Соблюдайте правила безопасности на воде.

Государственное учреждение «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

8(0232) 50-74-65

+375 29 366-27-25 

Государственное учреждение «Гомельский районный центр гигиены и эпидемиологии»

8(0232) 56-42-10

Декада кибербезопасности проходит в Гомельской области с 27 мая по 05 июня.


 

 

Подготовка и сдача экзаменов без стресса

ГУО «Красненская средняя школа»

 Приложение № 11

 (Групповая профилактическая работа)

Консультация педагога-психолога для родителей

Подготовка и сдача экзаменов без стресса

 

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ

Первое и самое важное, что могут сделать взрослые для ребенка с повышенной тревожностью, это обеспечение ребенку ощущения своей успешности. Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Ему важно найти такую деятельность, в которой он способен самоутвердиться. Ощущение успеха – лучшее лекарство от повышенной тревожности.

Кроме того, ребенок должен чувствовать себя защищенным, знать, что при необходимости взрослые обязательно придут на помощь. Повысить самооценку за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно обращаться к ребенку по имени, хвалить его за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем, ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.

 

Категорически недопустимы сравнения детей друг с другом, т.к. это может стать травмирующим фактором. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделей ранее.

 

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или с вопросом, желательно установить с ним контакт глаз.

Некоторые приемы коррекции тревожности

1. Переориентация симптомов тревоги. Часто школьники с повышенной тревожностью выводят себя из состояния эмоционального равновесия первыми признаками появления этого состояния. Уместно объяснить ребенку, что тревожность — это естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывает его абсолютно все люди. Часто тревожность является полезной. Если человек начал волноваться, это означает готовность организма активно действовать, и такие ощущения даже помогают на экзамене. (Простейший пример: накануне экзамена сплошная «каша» в голове, ничего не вспомнить, но… стоит взять билет и немного упокоиться, как вдруг все «всплывает», становиться четким и понятным). Однако, здесь важен объяснить ребенку, что в пустой голове ничего не всплывет и не родится. К любому экзамену необходимо готовиться, чем серьезнее будет подготовка, тем меньше будет тревожность.

2. Настройка на определенное эмоциональное состояние. Школьнику предлагается медленно связать взволнованное, тревожное, эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, либо каким-либо характерным жестом, а спокойное, расслабленное – с другим, уверенное, «побеждающее» — с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, а затем — второе, перейти к третьему, повторяя это упражнении несколько раз.

3. «Приятное воспоминание» Школьнику предлагается вспомнить ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно лучше, ярче стараться вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.

4. «Исполнение ролей» В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания (например, любимого положительного киногероя), войти в эту роль и действовать как бы в его образе.

5. Контроль голоса и жестов Школьнику объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека, рассказывается, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь положительное влияние – успокаивать, придавать уверенности. Указывается на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков.

6. «Дыхание» Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения. Дыхательная гимнастика (вдох: спокойный, расслабленный через нос; затем плавный, спокойный выдох через нос, который должен быть дольше вдоха в 3 раза). Гимнастика делается в течение 1-2 минут при этом считается количество вдохов и выдохов.

7. «Мысленная тренировка» Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, переживаниях, детально продумывается собственное поведение в сложной ситуации. Представляется и то, как в итоге, ребенок прекрасно справляется со своей тревожностью в результате решения сложного вопроса, задания.

8. «Доведение до абсурда» В процессе беседы со взрослым, а также в некоторых других априорно спокойных ситуациях школьнику предлагается изображать очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.

9. «Чтение» Литература (научная, художественная) поможет бороться с плохим настроением и угнетенным состоянием.

10. Водные процедуры прекрасно помогают снять усталость и расслабиться, также снимают раздражение и успокаивают. Контрастный душ помогает взбодриться, победить вялость, апатию и усталость.

11. «Хобби» – для многих людей, и взрослых, и детей является прекрасным средством отвлечься от тревожных мыслей и снять напряжение, а также восстановить силы.

12. «Самовнушение», которое заключается в процессе внушения, который направлен на самого себя. Необходимо научить ребенка все формулировки для самовнушения следует произносить вполголоса некоторое количество раз, при этом нужно полностью сосредоточиться на формулировках (например «Все будет хорошо…»)

13. «Позитивное мышление» Улучшить эмоциональное состояние помогает улыбка и смех, позитивное мышление, мечтание, наблюдение за прекрасным (например, за пейзажем), рассматривание фотографий, животных, цветов, вдыхание чистого и свежего воздуха и др.
Необходимо понять и принять тревогу ребенка: он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, чувствами, страхами. Научите его говорить о них и будьте готовы выслушать ребенка. Научите делать полезный для ребенка вывод из неприятностей, показывая, что в большинстве случаев «нет, худа без добра» — приобретается опыт, удается избежать еще больших неприятностей и т.д.

Обеспечьте ребенку ощущение, что в любой ситуации в вашем лице он получит поддержку и понимание его проблем. Даже если некоторые проблемы вам не представляются серьезными, признайте право ребенка — сильно переживать из-за них: «Да, это действительно неприятно. Это, правда, очень обидно…» И только после выражения сочувствия помогите найти выход, решение, увидеть положительные стороны.

Помочь ребенку в преодолении тревоги – значит, создать условия, в которых ему будет менее страшно. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой вместе. Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком, пока он пытается справиться с чем-то.

Заранее готовьте тревожного ребенка к каким-то переменам и важным событиям. Подробно расскажите, что его ждет.

Никогда не пытайтесь повысить работоспособность ребенка, описывая ему трудности. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная работа его ожидает или что от результатов этого экзамена очень многое зависит. Это только усилит напряжение.

Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени. «Сначала боялся, но потом было так-то и так, удалось сделать то-то и то-то».

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной – это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь. Объясните ребенку, что сами когда-то только начинали рисовать, кататься на велосипеде и т.д., да и сейчас у вас не все сразу получается. Людям редко удается избежать ошибок и неудач в новом деле. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Ребенок должен быть уверен, что родители верят в его успех, что, в конце концов, у него все получится.

Ребенку важно научиться ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их, а не стремиться к абстрактному и потому недостижимому эталону.

Развивайте правильное отношение ребенка к результатам своей деятельности. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями. Обращайте внимание на то, что он знает, умеет теперь, что он смог пересилить себя, что он заслуживает уважения, что он укрепил свою волю и т.д. Так формируется чувство собственной компетентности ребенка, снижающее чувство тревоги и неуверенности.

Будьте более оптимистичны сами. Следите за выражением своего лица. Чаще улыбайтесь. Убеждайте ребенка, что «все будет хорошо, все обязательно получится».

Спокойные, уверенные в себе родители, способные принять ребенка таким, какой он есть, не ждущие от него моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, — вот залог уверенности и адекватной самооценки ребенка!

Что самое главное в семейных отношениях

Что самое главное в семейных отношениях

Консультация педагога-психолога

для молодой семьи

Самое главное в жизни – мир и гармония в семье

Каждому из нас хочется, чтобы его ждали и поддерживали близкие люди, которые дают нам чувство опоры. И часто нашим достижениям и успехам мы обязаны именно семье, которая становится самым ценным подарком судьбы.

В чем отличия современных семей?

Современная семья отличается тем, что в ней есть: «Я муж», «Я жена» и «Ой, наш ребенок». Но, к сожалению, в них нет единства. Очень часто само понимание семьи, как единого целого, вызывает массу сомнений. Складывается впечатление, что современные семьи созданы только для того, чтобы доказать друг другу «Вот я такой, а я такая». Очень мало гибких семей, в том числе в вопросах воспитания детей, взаимоотношений и формирования общего бюджета.

 Уважение, бережное отношение друг к другу и взаимопонимание – главное в семье.

Прежде всего, это уважение друг друга и понимание того, что рядом находится не ваш близнец, брат или сестра, а, по сути, другой человек, которого вы любите. Поэтому он требует к себе бережного отношения. Нужно беречь друг друга и те семейные традиции, которые существовали в семьях родителей, и, безусловно, они будут накладывать отпечаток и на формирование вашей семьи. Ведь эти традиции у мужа и жены могут быть совершенно разными. Поэтому уважайте их, а также создавайте свои.
Помните, что рядом с вами другой человек, которого нужно научиться понимать и часто идти на компромиссы. К этому и должны стремиться современные семьи.

Каждая ли семья проходит через кризисы?

Ни одна семья не живет без кризисов. В социальной психологии их классификаций очень много. К примеру, кризис одного года, когда идет притирка друг к другу, или кризис двух или пяти лет и т.д. А самый сложный из них – кризис зрелого возраста, когда человек полностью меняет свою систему ценностей и совсем иначе смотрит на своего супруга или супругу. Когда дети вырастают муж и жена остаются, как говорят «нос к носу» друг с другом и тогда возникает множество проблем. Ведь уже не надо стирать пеленки и не спать по ночам. Здесь и возникает недопонимание среди зрелых супругов: что нас объединяет, нам есть чем заняться вместе и т.д. Но еще ни одна семья не существовала и не будет существовать без выяснения отношений. Только люди абсолютно далекие друг другу и заключившие брак по контракту, проживающие в разных местах, наверно не будут выяснять отношения. Поэтому для любой семьи ссоры и скандалы – это совершенно нормально.. Ведь этим разным людям нужно научиться быть единым целым. Это очень важно. Семья – это труд и работа 24 часа в сутки.

Ревность – это допустимое психологическое явление?

Да, это вполне допустимое психологическое явление, но не до абсурда. Часто говорят, что ревность граничит с любовью и в принципе это возможно. Когда ты безумно любишь человека, то конечно его отношения с другими не могут вызывать восторг. Но, та ревность, которая граничит с садизмом или какими-то другими крайностями – это уже психическое отклонение и здесь необходима помощь хорошего психотерапевта или даже психиатра.

Рекомендации семьям

Во-первых, никогда не старайтесь переделать друг друга. Если вы это сделаете, то это будет уже не ваша вторая половинка. Во-вторых, уважайте мнение друг друга. Чувство безысходности в ссорах чаще всего возникает тогда, когда люди осознают, что их не слышат, не видят и не могут достучаться до своего спутника по жизни. Почему так происходит? Как раз из-за неуважения и разных семейных ценностей. И то, что хорошо для одного, совершенно не понятно для другого, или наоборот. В-третьих, нужно относиться с пониманием к своей второй половинке и принимать ее такой (таким), какая она есть со всеми достоинствами и недостатками. Нужно понимать, что вы тоже не сплошной островок позитива. Ведь у каждого есть и положительные (сильные) стороны, и отрицательные (слабые) качества.

Поэтому поймите одно: у вас есть плюсы и минусы, как и у вашей второй половинки. Их нужно понимать и воспринимать.

Постарайтесь еще на берегу договориться, кто будет обеспечивать семью, заниматься воспитанием детей, убираться в доме, готовить и т.д. Очень важно четко понимать, кто и за что отвечает. Так намного проще подстроиться к ритму жизни своей семьи. И, конечно, научитесь договариваться решать вопросы воспитания детей. Чтобы не было такого: мама – похвалила, папа – поругал, или наоборот. В воспитании детей должна быть единая политика.

Также пытайтесь сохранить мир и с родителями своих вторых половинок. Не нужно выяснять отношения и «навязывать войны». Они тоже требуют уважения. Как говорят: «Родителей не выбирают». А мир и гармония в семьях – самое главное в жизни.

 

 

 

Психологическое сопровождение экзамена

ГУО «Красненская средняя школа»

Психолого-педагогическое сопровождениеучащихся выпускных классов

Памятка для педагогов

«Психологическое сопровождение экзамена»

Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию?

Уважаемые педагоги, предлагаем вам некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед вами:

1)   Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу подготовки к проведению процедуры экзамена. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом вашей успешной работы по подготовке учащихся к экзамену;

2)   Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке ваших учащихся к экзамену;

3)   Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к экзамену. Старайтесь отвечать на эти вопросы.

4)   Поддерживайте самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное задание;

5)   Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте детей ориентироваться во времени и уметь его правильно распределять, ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка;

6)   Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт;

7)   Продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща сделать в процессе подготовки к экзамену, распределив ответственность между школой и семьей;

8)   Познакомьте учащихся с методикой подготовки к экзамену. Обратите внимание на возможность составления карточек, выписок по наиболее сложным темам, которые могут содержать ключевые моменты теоретических положений, основных формул, определений и т. п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно работать с текстами;

9)   Посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи экзамена;

10)   Уделяйте должное внимание совместному с учащимися деловому обсуждению вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры экзамен

 

 

Психологическое сопровождение экзамена

ГУО «Красненская средняя школа»

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся выпускных классов

 Памятка для педагогов

«Психологическое сопровождение экзамена»

 Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию?

Уважаемые педагоги, предлагаем вам  некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед вами:

1)   Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу подготовки к проведению процедуры экзамена. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом вашей успешной работы по подготовке учащихся к экзамену;

2)   Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке ваших учащихся к экзамену;

3)   Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к экзамену. Старайтесь отвечать на эти вопросы;

4)   Поддерживайте самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное задание;

5)   Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте детей ориентироваться во времени и уметь его правильно распределять, ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка;

6)   Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт;

7)   Продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща сделать в процессе подготовки к экзамену, распределив ответственность между школой и семьей;

8)   Познакомьте учащихся с методикой подготовки к экзамену. Обратите внимание на возможность составления карточек, выписок по наиболее сложным темам, которые могут содержать ключевые моменты теоретических положений, основных формул, определений и т. п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно работать с текстами;

9)   Посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи экзамена;

10)   Уделяйте должное внимание совместному с учащимися деловому обсуждению вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры экзамен

 

 

 

Процесс сдачи устного экзамена

ГУО «Красненская средняя школа»

 

Приложение № 20
Консультации педагога-психолога по запросу:

Процесс сдачи устного экзамена. 

Что делать, если вдруг что-то пошло не так при сдаче устного экзамена

для выпускников  9-х классов

Цель: Психолого-педагогическая поддержка выпускников: настрой на процесс сдачи устного экзамена, рекомендации психолога, что делать,если вдруг что-то пошло не так при сдаче устного экзамена.

 

Относитесь к экзаменам как к решению одной из нормальных задач.

Уменьшить чрезмерное волнение использованием привычных условий (по вседневная удобная одежда, привычная прическа, хороший завтрак и т. д.)

Приходите на экзамен за 10 минут до начала, не поддавайтесь панике среди сдающих экзамен.

Не пытайтесь воспользоваться на экзамене шпаргалкой.

Начинайте подготовку к ответу с вопроса, который помните лучше других.

Если при первом взгляде на билет не можете ничего вспомнить, не впадайте в панику, а успокойтесь и планомерно выискивайте «зацепку».

Не пишите подробный текст ответа, лучше составить его план, а за отставшее время обдумать текст ответа.

Если не больше ничего вспомнить по вопросу, спокойно переходите к следующему, периодически возвращаясь к первому, добавляя информацию, которая вспомнилась позже.

Объективно оцените преподавателя и выберите соответствующую манеру поведения, попытайтесь заполучить его в союзники.

При ответе сначала сформулируйте самое главное, а потом уже конкретизируйте.

До начала ответа неплохо показать преподавателю свой план изложения вопроса.

Не нужно бояться дополнительных вопросов.

Отвечая по билету, представьте, что объясняете материал доброжелательному человеку, ведь в большинстве случаев именно так и есть на самом деле.

Отвечая, смотрите на экзаменатора, не суетится, не показывайте своих сомнений.

Будьте одеты и причесаны соответственно случаю.

Докажите свою заинтересованность в предмете и умение работать самостоятельно.

Постарайтесь увлечь экзаменатора своим ответом, покажите, что отвечать вам интересно.

Не спорьте с экзаменатором в случае в своей неуверенности в каких-либо вопросах. Выслушайте поправки экзаменатора и согласитесь, что упустили этот момент при изучении экзаменационного материала.

Что делать, если вдруг что-то пошло не так при сдаче устного экзамена 

 … на полуслове вы забыли, о чем надо говорить

Прежде всего, не теряйте головы, сохраняйте спокойствие (хотя бы внешнее). Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? Если не вспомнили — переходите к следующему пункту плана. В конце ответа всегда можно вернуться к тому, что вы пропустили.

… Вы уже почти закончили отвечать, и тут-то вспомнили, о чем забыли сказать

Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответ ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным.

… вам задают дополнительный вопрос

Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме.

.. вы ошиблись

Ну и что? Если вы знаете, как исправить ошибку, сделайте это. Если же не уверенны, правильно ли вы ответили, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку, и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласитесь.

… вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали

Не вступайте в спор, не доказывайте. Используйте право на апелляцию.

Символика

Год качества

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы