Психологическое сопровождение экзамена
ГУО «Красненская средняя школа»
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся выпускных классов
Памятка для педагогов
«Психологическое сопровождение экзамена»
Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию?
Уважаемые педагоги, предлагаем вам некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед вами:
1) Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу подготовки к проведению процедуры экзамена. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом вашей успешной работы по подготовке учащихся к экзамену;
2) Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке ваших учащихся к экзамену;
3) Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к экзамену. Старайтесь отвечать на эти вопросы;
4) Поддерживайте самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное задание;
5) Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте детей ориентироваться во времени и уметь его правильно распределять, ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка;
6) Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт;
7) Продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща сделать в процессе подготовки к экзамену, распределив ответственность между школой и семьей;
8) Познакомьте учащихся с методикой подготовки к экзамену. Обратите внимание на возможность составления карточек, выписок по наиболее сложным темам, которые могут содержать ключевые моменты теоретических положений, основных формул, определений и т. п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно работать с текстами;
9) Посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи экзамена;
10) Уделяйте должное внимание совместному с учащимися деловому обсуждению вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры экзамен
Процесс сдачи устного экзамена
ГУО «Красненская средняя школа»
Приложение № 20
Консультации педагога-психолога по запросу:
Процесс сдачи устного экзамена.
Что делать, если вдруг что-то пошло не так при сдаче устного экзамена
для выпускников 9-х классов
Цель: Психолого-педагогическая поддержка выпускников: настрой на процесс сдачи устного экзамена, рекомендации психолога, что делать,если вдруг что-то пошло не так при сдаче устного экзамена.
Относитесь к экзаменам как к решению одной из нормальных задач.
Уменьшить чрезмерное волнение использованием привычных условий (по вседневная удобная одежда, привычная прическа, хороший завтрак и т. д.)
Приходите на экзамен за 10 минут до начала, не поддавайтесь панике среди сдающих экзамен.
Не пытайтесь воспользоваться на экзамене шпаргалкой.
Начинайте подготовку к ответу с вопроса, который помните лучше других.
Если при первом взгляде на билет не можете ничего вспомнить, не впадайте в панику, а успокойтесь и планомерно выискивайте «зацепку».
Не пишите подробный текст ответа, лучше составить его план, а за отставшее время обдумать текст ответа.
Если не больше ничего вспомнить по вопросу, спокойно переходите к следующему, периодически возвращаясь к первому, добавляя информацию, которая вспомнилась позже.
Объективно оцените преподавателя и выберите соответствующую манеру поведения, попытайтесь заполучить его в союзники.
При ответе сначала сформулируйте самое главное, а потом уже конкретизируйте.
До начала ответа неплохо показать преподавателю свой план изложения вопроса.
Не нужно бояться дополнительных вопросов.
Отвечая по билету, представьте, что объясняете материал доброжелательному человеку, ведь в большинстве случаев именно так и есть на самом деле.
Отвечая, смотрите на экзаменатора, не суетится, не показывайте своих сомнений.
Будьте одеты и причесаны соответственно случаю.
Докажите свою заинтересованность в предмете и умение работать самостоятельно.
Постарайтесь увлечь экзаменатора своим ответом, покажите, что отвечать вам интересно.
Не спорьте с экзаменатором в случае в своей неуверенности в каких-либо вопросах. Выслушайте поправки экзаменатора и согласитесь, что упустили этот момент при изучении экзаменационного материала.
Что делать, если вдруг что-то пошло не так при сдаче устного экзамена
… на полуслове вы забыли, о чем надо говорить
Прежде всего, не теряйте головы, сохраняйте спокойствие (хотя бы внешнее). Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? Если не вспомнили — переходите к следующему пункту плана. В конце ответа всегда можно вернуться к тому, что вы пропустили.
… Вы уже почти закончили отвечать, и тут-то вспомнили, о чем забыли сказать
Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответ ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным.
… вам задают дополнительный вопрос
Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме.
.. вы ошиблись
Ну и что? Если вы знаете, как исправить ошибку, сделайте это. Если же не уверенны, правильно ли вы ответили, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку, и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласитесь.
… вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали
Не вступайте в спор, не доказывайте. Используйте право на апелляцию.