Архивы за месяц: Апрель 2024

Линия памяти. Код войны

30 апреля учащиеся Красненской средней школы в составе группы школьников Гомельского района посетили Белорусский государственный университет культуры и искусств  в г. Минске. Для детей был представлен проект «Линия памяти. Код войны». Это цельный ретро -танцевальный спектакль, в котором содержится глобальный нравственно-патриотический посыл о недопустимости любой войны на примере Великой Отечественной войны. В проекте были задействованы студенты кафедры хореографии иобучающиеся театральному (актерскому) мастерству. Проект реализован в рамках гранта Президента Республики Беларусь. После спектакля учащиеся посетили  Белорусский Государственный музей истории Великой Отечественной войны.

 

 

С Победой, дорогие ребята!

Коллектив школы сердечно поздравляет знаменную группу учреждения образования «Красненская средняя школа» в составе: ЛеднейАлександра – командир, Оснач Никита – знаменщик, Выдровский Дмитрий – ассистент, Латышева Виктория – ассистент с победой на Первом областном военно - патриотическом смотре-конкурсе знаменных групп «Равнение на Флаг!» в номинации «Лучший вынос Государственного флага Республики Беларусь» и вручением  команде Диплома и Сертификата участника Первого областного военно - патриотического смотра – конкурса знаменных групп «Равнение на Флаг». Молодцы  ребята! Так держать!

 

 


ГУО «Красненская средняя школа»

Тема:

«Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка.

Услышать и понять подростка, пока не случилась беда»

 

Тест для родителей, который поможет увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

Рекомендации психолога родителям

 

Семейная дезорганизация — главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца — также могут быть причинами суицидального решения.

При намерении  суицида  ребёнок в поиске помощи у близких людей зачастую не находит любви и понимания. Далее происходит попытка суицида.

Родителям рекомендуется:

ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…»;

воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка.Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью.

Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.

Тест для родителей

Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком:

Рождение вашего ребенка было желанным?

Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?

Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?

Вы в курсе его влюбленности, симпатий?

Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

Вы знаете, кто его любимый учитель?

Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?

Вы первым идете на примирение, разговор?

Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Подсчет результатов

 

Если на все вопросы вы ответили «да», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку.

Если же большинство ответов «нет», необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!

 

Как предотвратить самоубийство?

ГУО «Красненская средняя школа»

 

Как предотвратить самоубийство?

Консультация педагога-психолога

для родителей и педагогов

Суицид: самоубийца в поиске помощи у близких людей зачастую не находит любви и понимания

Далее происходит попытка суицида.

-  Как предотвратить самоубийство?

- О чём нельзя говорить человеку, которого заподозрили в риске суицида

- Что нужно говорить и нужно сделать для человека, отвлекая его от самоубийства
Понимание, принятие и проявление чувства любви при первых признаках суицидального поведения зачастую отсутствуют, и близкие-родственники, столкнувшись с данной проблемой, зачастую не справляются с собственной реакцией — эмоциями.

Именно поэтому такой человек оказывается один на один с с тем состоянием, которое, к тому же нередко ухудшается ПОСЛЕ РЕАКЦИИ СО СТОРОНЫ БЛИЗКИХ на доверие к тотальному обнажению  в поиске помощи у тех самых близких людей.

Далее происходит попытка суицида.

Суицид: как предотвратить самоубийство?

О чём нельзя говорить человеку, которого заподозрили в риске суицида:

1. Нельзя подталкивать к самоубийству: нельзя провоцировать, брать на слабо, нельзя угрожать наказанием в случае самоубийства.

(Среди подростков особенно распространено смеяться над тем, что кому-то стала жизнь не мила, и он собирается покончить самоубийством, всем становится смешно, и все стараются брать его на слабо, это кажется шутками, и все смеются. Только потом становится совсем не смешно.) Это статья «доведение до самоубийства»

2.Риск самоубийства повышается, если человеку рассказать о «звёздах» кумирах, известных личностях, которые убили сами себя; о родственниках, покончивших жизнь самоубийством; об общих знакомых, — то есть приводить примеры.

3. Нельзя рассказывать о способах самоубийства, это тоже повышает риск.

4. Не рекомендуется читать мораль человеку. («Жизнь прекрасна!» « Подумай, одумайся!» «Думай о родственниках!» «Смерть ужасна!»  и т.д.) Этим человека мы не переубедим, ничего хорошего не получится, контакт мы с ним потеряем: МЫ ПОКАЖЕМ, ЧТО МЫ НЕ ПОНИМАЕМ ЕГО БОЛЬ.

А что же нужно говорить?

Что нужно сделать для человека, отвлекая его от самоубийства:

1. Поменьше говорить, а побольше спрашивать. Дать человеку выговориться. Если дать человеку поговорить о самоубийстве, риск снижается. Можно спросить, что он думает по поводу смерти. По поводу лишить жизни самого себя. Можно спросить, есть ли у него планы по поводу самого себя, что он собирается предпринять? Думает ли,-каким образом?

(Если у человека есть планы, значит, риск уже увеличился на 1 ступеньку)

Надо спросить, не приступил ли он к подготовке этих планов: может быть, он что-то уже покупает?.. Может быть, он уже место готовит?.. (значит, риск ещё на ступень повысился)

Следующее: если он готовится, назначил ли он какую-то дату?..

Если есть конкретная дата, - это уже серьёзно, и нам нужно срочно принимать какие-то экстренные меры- спасать человека.

Ну и высшая степень угрозы- это когда человек уже начал предпринимать какую-то попытку- попытку убить себя.

Что мы можем сделать?

1. Мы можем сделать всё, чтобы человек попал к специалистам:

Позвонить в кризисный центр.

В психоневрологический диспансер.

В частную клинику.

3. Постарайтесь не оставлять человека одного.

Не оставлять его наедине с собой.

3. Убрать всё, чем можно лишить себя жизни(таблетки верёвки и т. д.) сделать это тактично до тех пор, пока вы покажете его специалистам.

 

Не оставляйте человека наедине с собой

Приводите его к специалистам.

 

Педагог-психолог          Механова Г.А.

Проект «Профориентационные экскурсии»

В Гомельской области продолжилась реализация образовательно-просветительского проекта «Профориентационные экскурсии – профессии моих родителей».

В рамках проекта предприятия, организации и учреждения различных сфер деятельности Гомельской области приглашают школьников вместе с педагогами или родителями на экскурсии с целью знакомства с современным производством, конкретными профессиями, формированием представлений о рынке труда региона.

График мероприятий проекта размещается на Гомельском областном профориентационном портале.

Для участия в мероприятиях проекта сопровождающему группы учащихся педагогу предварительно необходимо зарегистрировать своих участников в разделе «Профессиональные экскурсии».

СОП: помощь семье или наказание за неблагополучие?

Каждый ребенок мечтает жить в семье, иметь маму и папу. Задача всех межведомственных структур – осуществить эту мечту. И в первую очередь начинать следует с того, чтобы помочь ребенку остаться жить в его родной семье, даже если родители стали на неверный путь.

С этой целью издано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (далее – постановление № 22), которым определен порядок выявления детей, находящихся в неблагоприятной обстановке, признания их находящимися в социально опасном положении, реализации комплекса мер с целью нормализации ситуации в семье.

СОП: помощь семье или наказание за неблагополучие? (документ)

Юные инспектор движения

Поздравляем с блистательной заслуженной победой отряд Юных Инспекторов Движения нашей школы! Ребята с большим отрывом стали призерами районного слета отрядов ЮИД.

Так держать! Пожелаем удачи в областных соревнованиях!

 

ГУО «Красненская средняя школа»

 Психологическая поддержка ребенка после смерти близкого человека

Консультация педагога-психолога

 для педагогов

Смерть близкого человека – одно из самых тяжелых событий в жизни. Поэтому дети, которые переживают горе, связанное с потерей родных, близких людей, нуждаются в особом подходе, поддержке.
Взрослые часто пребывают в состоянии растерянности и замешательства, не зная, как и чем помочь ребенку в этой ситуации, не имея представления не только о том, как вести себя по отношению к ребенку, потерявшему кого-то из близких, но и насколько остро он переживает потерю.
Родители, воспитатели, учителя должны знать, как в рамках обычной повседневной жизни помочь ребенку пережить горе, поддержать его.

Психологическое переживание проходит через 4 этапа горевания:

Шок и оцепенение — до девяти дней. 

Отрицание — до сорока дней.

Принятие потери, проживание боли — до полугода.

Облегчение боли — до года. В этот период кажется, что человек научился управлять своим горем. 

Мягкое повторение всех этапов продолжается весь второй год.

В первую годовщину происходит всплеск горя. Однако человек уже умеет им управлять, поэтому все чувства не так обострены.

В середине второго года возможен последний всплеск чувства вины.

Если горевание психологически проходит нормально, то к концу второго года оно полностью завершается. Это значит, что живые теперь умеют жить без него и могут вспоминать о нем светло.

Только  15 процент людей,  патологически переживают смерть близких и нуждаются в помощи медицины и психотерапевта.

Патологическое переживание- это застревание человека на одной из стадий нормального горевания, невозможность вернуться к нормальной жизни.

Признаки горевания, при которых требуется помощь психолога:


- Человек не может говорить об утере (например, об умершем), не демонстрируя при этом признаков острого горя, хотя потеря произошла давно.

- Сохранение вещей умершего в пределах, переходящих разумные. Например, сохраняется комната или иконостас из фотографий. Создаётся своего рода музей утраты.

- Подобные события у других людей запускают интенсивные переживания собственной утраты.

- Хроническая депрессия с чувством вины.

- Процесс горевание больше одного года.

Первая реакция на смерть – шок. У детей он обычно выражается молчаливым уходом или взрывом слез. Очень часто маленькие дети могут испытывать весьма болезненное чувство дискомфорта, но не шок. Они не понимают, что происходит, но хорошо чувствуют атмосферу в доме.

Отрицание смерти – следующий этап переживания горя. Дети знают, что близкий человек умер, видели его мертвым, но все их мысли настолько сосредоточенны на нем, что они не могут поверить, что его больше нет рядом.

Обращение к специальной психотерапевтической или психиатрической помощи рекомендуется лишь тогда, когда предлагаемые ниже средства не срабатывают или оказываются недостаточными.
Проявление тревожных симптомов у ребенка:

В качестве тревожных симптомов можно выделить следующие:

-длительное неуправляемое поведение;

-острая чувствительность к разлуке, полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;

-отказ от пищи, бессонница, галлюцинации (все это чаще встречается у подростков);

-депрессия;

-гнев,»загнанный» внутрь.

Поиски – для ребенка это логичная стадия горя. Он потерял кого-то, теперь он должен найти его. Невозможность найти порождает страх.

-Иногда дети переживают эти поиски, как игру в прятки, зрительно представляют, как умерший родственник входит в дверь.

-Когда ребенок осознает невозможность возвращения умершего, наступает отчаянье. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать заботу других людей. Только любовь и терпение помогут преодолеть это состояние.

Гнев выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его»покинул». Маленькие дети могут начать ломать игрушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу. Подросток вдруг перестает общаться с матерью, ни за что бьет младшего брата, грубит учителю.

 Проявляются тревога и чувство вины, что может привести к депрессии. Ребенка могут тревожить различные практические вопросы: кто будет провожать его в школу, кто поможет с уроками, кто даст карманных денег?

Подростки. Подростковый период

Подростки. Подростковый период — возраст, в котором интересуются вопросами смерти и смысла жизни больше всего. Смерть значимого человека может настолько повлиять на подростка, что его поступки могут противоречить его представлениям о будущем. Он теряет ощущение безопасности, когда начинает отделяться от семьи.

С другой стороны, подростки слишком заняты своей собственной жизнью, которую хотят прожить наиболее полно, и редко останавливаются для глубоких переживаний.

Вы можете наблюдать у подростков следующее:

 стремление к независимому существованию;

более примитивные формы поведения;

обеспокоенность эмоциями;

проявление агрессии или протеста.

Поскольку эти тенденции являются частью нормального развития подростка, вам будет очень сложно определить, где стоит настаивать на оказании помощи. Очень важной может оказаться поддержка ровесников, референтной группы. Если подросток ведет нормальный образ жизни, учится в школе и общается вне ее, нормально питается и спит, то можно ожидать, что переживание боли утраты будет соответствовать описанному выше процессу. Подросток может выразить желание поделиться своими чувствами с чужими людьми, которые не будут так сильно переживать, как родители и члены семьи, однако не стоит полагать, что такое желание возникнет обязательно.

Постепенно дети осознают, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается, и ушедший человек навсегда останется в памяти. Постепенное восстановление начинается по прошествии нескольких месяцев после ухода близкого человека, но в том случае, если смерть была внезапной, процесс восстановления будет более длительным. Для ребенка очень важно поделиться чувствами, которые он испытывает к человеку, которого он любит. Мы вспоминаем покойного, пока существуем сами. Эффективным методом является сбор фотографий и составление рассказа о жизни покойного.

Под влиянием сильного стресса ребенок может регрессировать на более ранние стадии своего развития, то же происходит и со взрослыми, которые нуждаются в успокоении и заботе. И, хотя родителей может волновать подобный регресс, важно помнить, что такая реакция есть выражение потребности в заботе и возможности восстановления атмосферы безопасности в семье.

 Главные вопросы работы с детьми:

Дети испытывают такие же эмоции, как и взрослые.

Часто бывает, что дети не могут выразить эмоции словами и выражают свои чувства через поведение.

У детей разных возрастов и степеней развития различные уровни понимания и реакций.

Дети в возрасте до двух лет испытывают потерю, но не могут осознать.

Дети в возрасте от двух. до пяти лет имеют больше понимания концепции смерти, но объяснения легко смущают их.

Дети в возрасте от пяти до девяти лет более интересуются вопросами смерти и ритуалами, связанными с ней.

Дети в возрасте от девяти до 12 лет понимают конечность жизни и они боятся возможности своей смерти.

Подростки горюют уже гораздо больше, чем дети младших возрастов, у них сильные эмоции, которые на них очень воздействуют.

Взрослые должны узнать горе детей.

Дети могут попробовать охранять взрослых от своего горя.

Дети могут приостановить процесс своего горя, даже отложить горе.

Объясните смерть как можно проще, на доступном ребенку уровне.

Обращайтесь с детьми как обычно, насколько это возможно, но будьте готовы к появлению проблем в поведении.

Включайте детей в процесс переживания горя и позволяйте им участвовать в ритуалах, если они хотят подключаться.

 

Поддержка ребенка в семье

***Если в семье горе, то нужно, чтобы ребенок видел это и мог выразить его вместе со всеми. Не надо пытаться делать вид, что ничего не случилось и жизнь течет своим чередом. Всем нам требуется время, чтобы привыкнуть жить без любимого человека.

Это не уменьшит эмоционального потрясения и не защитит от неожиданных и трагических реакций, но позволит предотвратить возникновение глубоких страхов, которые могут привести к тяжелым психологическим проблемам много лет спустя. В это трудное время детям, прежде всего, требуется поддержка, демонстрация любви и заботы. Развлечения (взять на руки, купить игрушку или сладость, включить телевизор) оказываются не самым оптимальным выбором в такой ситуации. Они действуют временно и не помогают справиться с горем, а лишь на время отвлекают внимание. Лучше обнимите ребенка, дайте ему расслабиться, поплакать, посидеть или полежать, но не обхаживайте его так, словно он заболел. Ему нужно время, чтобы погоревать, поговорить об ушедших матери, отце, брате или сестре.

***Необходимо, чтобы переживание разделялось всеми членами семьи, включая детей (кроме дошкольников). Это совместное переживание, понятное каждому. Если ребенок достаточно большой, дайте ему возможность участвовать в приготовлении к похоронам, и он не будет чувствовать себя одиноким среди опечаленных и занятых делами взрослых.

***Самое сложное для взрослого – сообщить ребенку о смерти близкого. Лучше всего, если это сделает кто-то из родных. Если это невозможно, то сообщить должен тот взрослый, которого ребенок хорошо знает и которому он доверяет. Во время столь тяжелого разговора очень важно прикасаться к ребенку: взять его руки в свои, обнять, взять на руки. Ребенок должен почувствовать, что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут. Однако он может продемонстрировать вспышку гнева по отношению к взрослому, принесшему печальное известие. Не надо в этот момент уговаривать ребенка взять себя в руки.***Горе, не пережитое вовремя, может вернуться месяцы или годы спустя.

 

*** Дети подросткового возраста предпочитают в этот момент одиночество. Не следует спорить с ними, приставать к ним, их поведение естественно и является своего рода психотерапией.

*** Потребности ребенка в еде, одежде, отдыхе и т. п. кажутся нам очевидными, однако мало кто из взрослых понимает, что ребенку требуется признание его боли и страхов, ему нужно выразить свои чувства в связи с потерей близкого человека. Желательно, чтобы он говорил о своих страхах, но не всегда легко его к этому побудить.
Ребенку требуется признание его боли и страхов, ему нужно выразить свои чувства в связи с потерей близкого человека.
Возможно, стоит собрать группу подростков, потерявших родителей, чтобы они могли проговорить переживаемое между собой. Поначалу ребята с недоверием относятся к подобному мероприятию, но, начав говорить, обнаруживают много общего в чувствах и проблемах. Разговоры, порой болезненные, тем не менее помогают подросткам справиться со страхами, прояснить собственные мысли.

*** Считается, что после похорон жизнь семьи приходит в норму: взрослые возвращаются на работу, дети — в школу. Именно в этот момент ощущение потери становится наиболее острым. В первые дни после трагедии дети знают, что правомерно любое проявление чувств. По прошествии времени на смену могут прийти такие явления, как энурез, заикание, сонливость или, наоборот, бессонница, ребенок может начать грызть ногти. Невозможно дать рецепт по каждому конкретному случаю. Главное – исходить из потребности ребенка в любви и внимании к нему.

*** Детям младшего школьного возраста можно дать различные коробки, ящики, баллоны, бумагу, которые можно мять, ломать и крушить. Детям постарше – поручить физическую работу, требующую значительных усилий, или отправить их на длительную прогулку пешком или на велосипеде. Если ребенок отказывается от еды, можно предложить ему помочь взрослому приготовить обед для всей семьи.

*** Следует иметь в виду, что в многодетной семье может возникнуть своеобразное соревнование: кто сильнее выражает свой гнев. Все вышесказанное не означает, что ребенку позволено зайти в этом слишком далеко. Нельзя допускать, чтобы одному разрешалось и прощалось все в ущерб остальным детям.

 Помощь ребенку в школе

Учитель часто оказывается беспомощным, когда сталкивается с детским горем. Между тем школа и учитель могут сыграть решающую роль в помощи этим детям: ведь школа составляет огромную часть их повседневной жизни.

 *** Обычно рекомендуют, чтобы дети после похорон возвращались в школу по возможности быстрее, однако это индивидуально. Ребенок часто боится оставить родителя одного, ему кажется, что отец или мать умрут, оставшись дома в одиночестве. В этом случае целесообразно пойти ребенку навстречу, разрешить ему в течение какого-то времени побыть дома, чтобы он успокоился и убедился, что с мамой или папой все в порядке, и она (он) не собирается умирать.

*** Возвращение в школу может быть трудным. Встреча с учителями и товарищами требует определенного мужества. Пережившие горе люди знают, как порой болезненно воспринимаются любые слова, даже добрых знакомых. Между тем дети, не очень-то чуткие в обычное время, ведут себя более естественно и доброжелательно по отношению к своему страдающему товарищу, чем взрослые по отношению к его родителю. Тем не менее учителя должны следить за тем, чтобы ребенка не дразнили и не задирали.

 *** Когда ребенок придет в школу, учитель должен сказать, что знает о его горе, чтобы тот не чувствовал равнодушия со стороны учителя. В школе должно быть подходящее место, куда ребенок мог бы при необходимости прийти, если ему хочется побыть одному или поплакать.

Иногда кого-нибудь из старших детей назначают «опекуном» такого ребенка. Возможно, это будет кто-то имеющий аналогичный опыт и могущий при необходимости поддержать ребенка.

*** Родители и вся семья также требуют поддержки. Важно знать, что именно и в каком объеме они сказали ребенку об утрате.

      Поглощенный собственными переживаниями, родитель часто теряет контакт с ребенком, и учитель обычно оказывается первым, кто замечает симптомы неблагополучия. Его задача – не ждать, когда произойдет конфликт, а поговорить с ребенком о смерти, когда представится такая возможность.

К моменту, когда ребенок заканчивает начальную школу, он должен иметь понятие о смерти как о части жизни. У учителей есть много возможностей подать проблему смерти именно таким образом.

Чуткий, понимающий педагог, знающий приемы психологической поддержки, сможет помочь страдающему ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями.


Приложение 1.

 

Рекомендации педагогам при общении с ребенком, потерявшим близкого человека

 1.Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-то из близких. Относитесь с терпением к проявлениям агрессивности, гневливости, нервозности, замкнутости, невнимательности, которые могут наблюдаться в первые недели, никогда не показывайте своего удивления.

2.Если ребенок хочет поговорить, обязательно найдите время выслушать его, проявите заинтересованность в разговоре, выберите удобное для этого время. При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами и сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Это позволит ему почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь, ведь прикосновение имеет огромное значение для ребенка, потерявшего тепло любящего родителя. Поддержите его желание говорить об ушедшем родном человеке, делайте это сами.

3.Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Объясните им, что, когда умирает кто-то, кого очень любили, беседы об этом человеке помогут сохранить о нем добрую память.

4.Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Будьте готовы к вопросам и всегда старайтесь быть честными в ответах. Педагог не должен бояться признавать, что чего-то не знает.

Узнайте, в какой семье живет ребенок, ее традиции, религиозные взгляды. Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с чувствами оставшегося из родителей или смущать ребенка.

5.Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого.»Ты очень любил маму (папу, брата, сестру и т. д.), и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла». В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй. Покажите ему, что можно улыбаться и смеяться.»Мама любила клоунов, правда?» – такая фраза может стать началом разговора о цирке, а на уроке рисования можно предложить изобразить что-нибудь веселое.

6.Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти кого-то из родителей, он действительно так думает. Дети честны в высказывании своих чувств. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо доверять, о них надо говорить. Не следует произносить фраз типа»Скоро тебе будет лучше». Уместнее будет сказать:»Я знаю, что ты чувствуешь, знаю, что твой отец (мама, брат, сестра и т. д.) любил тебя, и ты никогда не забудешь его».

7.Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с родителем изменения в поведении ребенка, в его привычках.

 

8.Особое внимание требуется в праздничные дни – трудные для ребенка – когда остальные дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, можно предложить приготовить поздравление бабушке или тете.

 

Приложение 2.

Как пережить смерть близкого?

Дать универсальный ответ на эти вопросы невозможно.

Работа «печали» состоит в том, чтобы оторвать психическую энергию от любимого, но  утраченного на всегда  человека.

Психологическое переживание проходит через 4 этапа горевания:

Шок и оцепенение — до девяти дней. 

Отрицание — до сорока дней.

Принятие потери, проживание боли — до полугода.

Облегчение боли — до года. В этот период кажется, что человек научился управлять своим горем. 

Мягкое повторение всех этапов продолжается весь второй год.

В первую годовщину происходит всплеск горя. Однако человек уже умеет им управлять, поэтому все чувства не так обострены.

В середине второго года возможен последний всплеск чувства вины.

Если горевание психологически проходит нормально, то к концу второго года оно полностью завершается. Это значит, что живые теперь умеют жить без него и могут вспоминать о нем светло.

Только  15 процент людей,  патологически переживают смерть близких и нуждаются в помощи медицины и психотерапевта.

Патологическое переживание- это застревание человека на одной из стадий нормального горевания, невозможность вернуться к нормальной жизни.

Признаки горевания, при которых требуется помощь психолога:

- Человек не может говорить об утере (например, об умершем), не демонстрируя при этом признаков острого горя, хотя потеря произошла давно.

- Сохранение вещей умершего в пределах, переходящих разумные. Например, сохраняется комната или иконостас из фотографий. Создаётся своего рода музей утраты.

- Подобные события у других людей запускают интенсивные переживания собственной утраты.

- Хроническая депрессия с чувством вины.

- Процесс горевание больше одного года.

Символика

Год качества

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар   Май »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы