Психологическая поддержка ребенка после смерти близкого человека

ГУО «Красненская средняя школа»

 Психологическая поддержка ребенка после смерти близкого человека

Консультация педагога-психолога

 для педагогов

Смерть близкого человека – одно из самых тяжелых событий в жизни. Поэтому дети, которые переживают горе, связанное с потерей родных, близких людей, нуждаются в особом подходе, поддержке.
Взрослые часто пребывают в состоянии растерянности и замешательства, не зная, как и чем помочь ребенку в этой ситуации, не имея представления не только о том, как вести себя по отношению к ребенку, потерявшему кого-то из близких, но и насколько остро он переживает потерю.
Родители, воспитатели, учителя должны знать, как в рамках обычной повседневной жизни помочь ребенку пережить горе, поддержать его.

Психологическое переживание проходит через 4 этапа горевания:

Шок и оцепенение — до девяти дней. 

Отрицание — до сорока дней.

Принятие потери, проживание боли — до полугода.

Облегчение боли — до года. В этот период кажется, что человек научился управлять своим горем. 

Мягкое повторение всех этапов продолжается весь второй год.

В первую годовщину происходит всплеск горя. Однако человек уже умеет им управлять, поэтому все чувства не так обострены.

В середине второго года возможен последний всплеск чувства вины.

Если горевание психологически проходит нормально, то к концу второго года оно полностью завершается. Это значит, что живые теперь умеют жить без него и могут вспоминать о нем светло.

Только  15 процент людей,  патологически переживают смерть близких и нуждаются в помощи медицины и психотерапевта.

Патологическое переживание- это застревание человека на одной из стадий нормального горевания, невозможность вернуться к нормальной жизни.

Признаки горевания, при которых требуется помощь психолога:


- Человек не может говорить об утере (например, об умершем), не демонстрируя при этом признаков острого горя, хотя потеря произошла давно.

- Сохранение вещей умершего в пределах, переходящих разумные. Например, сохраняется комната или иконостас из фотографий. Создаётся своего рода музей утраты.

- Подобные события у других людей запускают интенсивные переживания собственной утраты.

- Хроническая депрессия с чувством вины.

- Процесс горевание больше одного года.

Первая реакция на смерть – шок. У детей он обычно выражается молчаливым уходом или взрывом слез. Очень часто маленькие дети могут испытывать весьма болезненное чувство дискомфорта, но не шок. Они не понимают, что происходит, но хорошо чувствуют атмосферу в доме.

Отрицание смерти – следующий этап переживания горя. Дети знают, что близкий человек умер, видели его мертвым, но все их мысли настолько сосредоточенны на нем, что они не могут поверить, что его больше нет рядом.

Обращение к специальной психотерапевтической или психиатрической помощи рекомендуется лишь тогда, когда предлагаемые ниже средства не срабатывают или оказываются недостаточными.
Проявление тревожных симптомов у ребенка:

В качестве тревожных симптомов можно выделить следующие:

-длительное неуправляемое поведение;

-острая чувствительность к разлуке, полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;

-отказ от пищи, бессонница, галлюцинации (все это чаще встречается у подростков);

-депрессия;

-гнев,»загнанный» внутрь.

Поиски – для ребенка это логичная стадия горя. Он потерял кого-то, теперь он должен найти его. Невозможность найти порождает страх.

-Иногда дети переживают эти поиски, как игру в прятки, зрительно представляют, как умерший родственник входит в дверь.

-Когда ребенок осознает невозможность возвращения умершего, наступает отчаянье. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать заботу других людей. Только любовь и терпение помогут преодолеть это состояние.

Гнев выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его»покинул». Маленькие дети могут начать ломать игрушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу. Подросток вдруг перестает общаться с матерью, ни за что бьет младшего брата, грубит учителю.

 Проявляются тревога и чувство вины, что может привести к депрессии. Ребенка могут тревожить различные практические вопросы: кто будет провожать его в школу, кто поможет с уроками, кто даст карманных денег?

Подростки. Подростковый период

Подростки. Подростковый период — возраст, в котором интересуются вопросами смерти и смысла жизни больше всего. Смерть значимого человека может настолько повлиять на подростка, что его поступки могут противоречить его представлениям о будущем. Он теряет ощущение безопасности, когда начинает отделяться от семьи.

С другой стороны, подростки слишком заняты своей собственной жизнью, которую хотят прожить наиболее полно, и редко останавливаются для глубоких переживаний.

Вы можете наблюдать у подростков следующее:

 стремление к независимому существованию;

более примитивные формы поведения;

обеспокоенность эмоциями;

проявление агрессии или протеста.

Поскольку эти тенденции являются частью нормального развития подростка, вам будет очень сложно определить, где стоит настаивать на оказании помощи. Очень важной может оказаться поддержка ровесников, референтной группы. Если подросток ведет нормальный образ жизни, учится в школе и общается вне ее, нормально питается и спит, то можно ожидать, что переживание боли утраты будет соответствовать описанному выше процессу. Подросток может выразить желание поделиться своими чувствами с чужими людьми, которые не будут так сильно переживать, как родители и члены семьи, однако не стоит полагать, что такое желание возникнет обязательно.

Постепенно дети осознают, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается, и ушедший человек навсегда останется в памяти. Постепенное восстановление начинается по прошествии нескольких месяцев после ухода близкого человека, но в том случае, если смерть была внезапной, процесс восстановления будет более длительным. Для ребенка очень важно поделиться чувствами, которые он испытывает к человеку, которого он любит. Мы вспоминаем покойного, пока существуем сами. Эффективным методом является сбор фотографий и составление рассказа о жизни покойного.

Под влиянием сильного стресса ребенок может регрессировать на более ранние стадии своего развития, то же происходит и со взрослыми, которые нуждаются в успокоении и заботе. И, хотя родителей может волновать подобный регресс, важно помнить, что такая реакция есть выражение потребности в заботе и возможности восстановления атмосферы безопасности в семье.

 Главные вопросы работы с детьми:

Дети испытывают такие же эмоции, как и взрослые.

Часто бывает, что дети не могут выразить эмоции словами и выражают свои чувства через поведение.

У детей разных возрастов и степеней развития различные уровни понимания и реакций.

Дети в возрасте до двух лет испытывают потерю, но не могут осознать.

Дети в возрасте от двух. до пяти лет имеют больше понимания концепции смерти, но объяснения легко смущают их.

Дети в возрасте от пяти до девяти лет более интересуются вопросами смерти и ритуалами, связанными с ней.

Дети в возрасте от девяти до 12 лет понимают конечность жизни и они боятся возможности своей смерти.

Подростки горюют уже гораздо больше, чем дети младших возрастов, у них сильные эмоции, которые на них очень воздействуют.

Взрослые должны узнать горе детей.

Дети могут попробовать охранять взрослых от своего горя.

Дети могут приостановить процесс своего горя, даже отложить горе.

Объясните смерть как можно проще, на доступном ребенку уровне.

Обращайтесь с детьми как обычно, насколько это возможно, но будьте готовы к появлению проблем в поведении.

Включайте детей в процесс переживания горя и позволяйте им участвовать в ритуалах, если они хотят подключаться.

 

Поддержка ребенка в семье

***Если в семье горе, то нужно, чтобы ребенок видел это и мог выразить его вместе со всеми. Не надо пытаться делать вид, что ничего не случилось и жизнь течет своим чередом. Всем нам требуется время, чтобы привыкнуть жить без любимого человека.

Это не уменьшит эмоционального потрясения и не защитит от неожиданных и трагических реакций, но позволит предотвратить возникновение глубоких страхов, которые могут привести к тяжелым психологическим проблемам много лет спустя. В это трудное время детям, прежде всего, требуется поддержка, демонстрация любви и заботы. Развлечения (взять на руки, купить игрушку или сладость, включить телевизор) оказываются не самым оптимальным выбором в такой ситуации. Они действуют временно и не помогают справиться с горем, а лишь на время отвлекают внимание. Лучше обнимите ребенка, дайте ему расслабиться, поплакать, посидеть или полежать, но не обхаживайте его так, словно он заболел. Ему нужно время, чтобы погоревать, поговорить об ушедших матери, отце, брате или сестре.

***Необходимо, чтобы переживание разделялось всеми членами семьи, включая детей (кроме дошкольников). Это совместное переживание, понятное каждому. Если ребенок достаточно большой, дайте ему возможность участвовать в приготовлении к похоронам, и он не будет чувствовать себя одиноким среди опечаленных и занятых делами взрослых.

***Самое сложное для взрослого – сообщить ребенку о смерти близкого. Лучше всего, если это сделает кто-то из родных. Если это невозможно, то сообщить должен тот взрослый, которого ребенок хорошо знает и которому он доверяет. Во время столь тяжелого разговора очень важно прикасаться к ребенку: взять его руки в свои, обнять, взять на руки. Ребенок должен почувствовать, что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут. Однако он может продемонстрировать вспышку гнева по отношению к взрослому, принесшему печальное известие. Не надо в этот момент уговаривать ребенка взять себя в руки.***Горе, не пережитое вовремя, может вернуться месяцы или годы спустя.

 

*** Дети подросткового возраста предпочитают в этот момент одиночество. Не следует спорить с ними, приставать к ним, их поведение естественно и является своего рода психотерапией.

*** Потребности ребенка в еде, одежде, отдыхе и т. п. кажутся нам очевидными, однако мало кто из взрослых понимает, что ребенку требуется признание его боли и страхов, ему нужно выразить свои чувства в связи с потерей близкого человека. Желательно, чтобы он говорил о своих страхах, но не всегда легко его к этому побудить.
Ребенку требуется признание его боли и страхов, ему нужно выразить свои чувства в связи с потерей близкого человека.
Возможно, стоит собрать группу подростков, потерявших родителей, чтобы они могли проговорить переживаемое между собой. Поначалу ребята с недоверием относятся к подобному мероприятию, но, начав говорить, обнаруживают много общего в чувствах и проблемах. Разговоры, порой болезненные, тем не менее помогают подросткам справиться со страхами, прояснить собственные мысли.

*** Считается, что после похорон жизнь семьи приходит в норму: взрослые возвращаются на работу, дети — в школу. Именно в этот момент ощущение потери становится наиболее острым. В первые дни после трагедии дети знают, что правомерно любое проявление чувств. По прошествии времени на смену могут прийти такие явления, как энурез, заикание, сонливость или, наоборот, бессонница, ребенок может начать грызть ногти. Невозможно дать рецепт по каждому конкретному случаю. Главное – исходить из потребности ребенка в любви и внимании к нему.

*** Детям младшего школьного возраста можно дать различные коробки, ящики, баллоны, бумагу, которые можно мять, ломать и крушить. Детям постарше – поручить физическую работу, требующую значительных усилий, или отправить их на длительную прогулку пешком или на велосипеде. Если ребенок отказывается от еды, можно предложить ему помочь взрослому приготовить обед для всей семьи.

*** Следует иметь в виду, что в многодетной семье может возникнуть своеобразное соревнование: кто сильнее выражает свой гнев. Все вышесказанное не означает, что ребенку позволено зайти в этом слишком далеко. Нельзя допускать, чтобы одному разрешалось и прощалось все в ущерб остальным детям.

 Помощь ребенку в школе

Учитель часто оказывается беспомощным, когда сталкивается с детским горем. Между тем школа и учитель могут сыграть решающую роль в помощи этим детям: ведь школа составляет огромную часть их повседневной жизни.

 *** Обычно рекомендуют, чтобы дети после похорон возвращались в школу по возможности быстрее, однако это индивидуально. Ребенок часто боится оставить родителя одного, ему кажется, что отец или мать умрут, оставшись дома в одиночестве. В этом случае целесообразно пойти ребенку навстречу, разрешить ему в течение какого-то времени побыть дома, чтобы он успокоился и убедился, что с мамой или папой все в порядке, и она (он) не собирается умирать.

*** Возвращение в школу может быть трудным. Встреча с учителями и товарищами требует определенного мужества. Пережившие горе люди знают, как порой болезненно воспринимаются любые слова, даже добрых знакомых. Между тем дети, не очень-то чуткие в обычное время, ведут себя более естественно и доброжелательно по отношению к своему страдающему товарищу, чем взрослые по отношению к его родителю. Тем не менее учителя должны следить за тем, чтобы ребенка не дразнили и не задирали.

 *** Когда ребенок придет в школу, учитель должен сказать, что знает о его горе, чтобы тот не чувствовал равнодушия со стороны учителя. В школе должно быть подходящее место, куда ребенок мог бы при необходимости прийти, если ему хочется побыть одному или поплакать.

Иногда кого-нибудь из старших детей назначают «опекуном» такого ребенка. Возможно, это будет кто-то имеющий аналогичный опыт и могущий при необходимости поддержать ребенка.

*** Родители и вся семья также требуют поддержки. Важно знать, что именно и в каком объеме они сказали ребенку об утрате.

      Поглощенный собственными переживаниями, родитель часто теряет контакт с ребенком, и учитель обычно оказывается первым, кто замечает симптомы неблагополучия. Его задача – не ждать, когда произойдет конфликт, а поговорить с ребенком о смерти, когда представится такая возможность.

К моменту, когда ребенок заканчивает начальную школу, он должен иметь понятие о смерти как о части жизни. У учителей есть много возможностей подать проблему смерти именно таким образом.

Чуткий, понимающий педагог, знающий приемы психологической поддержки, сможет помочь страдающему ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями.


Приложение 1.

 

Рекомендации педагогам при общении с ребенком, потерявшим близкого человека

 1.Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-то из близких. Относитесь с терпением к проявлениям агрессивности, гневливости, нервозности, замкнутости, невнимательности, которые могут наблюдаться в первые недели, никогда не показывайте своего удивления.

2.Если ребенок хочет поговорить, обязательно найдите время выслушать его, проявите заинтересованность в разговоре, выберите удобное для этого время. При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами и сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Это позволит ему почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь, ведь прикосновение имеет огромное значение для ребенка, потерявшего тепло любящего родителя. Поддержите его желание говорить об ушедшем родном человеке, делайте это сами.

3.Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Объясните им, что, когда умирает кто-то, кого очень любили, беседы об этом человеке помогут сохранить о нем добрую память.

4.Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Будьте готовы к вопросам и всегда старайтесь быть честными в ответах. Педагог не должен бояться признавать, что чего-то не знает.

Узнайте, в какой семье живет ребенок, ее традиции, религиозные взгляды. Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с чувствами оставшегося из родителей или смущать ребенка.

5.Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого.»Ты очень любил маму (папу, брата, сестру и т. д.), и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла». В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй. Покажите ему, что можно улыбаться и смеяться.»Мама любила клоунов, правда?» – такая фраза может стать началом разговора о цирке, а на уроке рисования можно предложить изобразить что-нибудь веселое.

6.Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти кого-то из родителей, он действительно так думает. Дети честны в высказывании своих чувств. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо доверять, о них надо говорить. Не следует произносить фраз типа»Скоро тебе будет лучше». Уместнее будет сказать:»Я знаю, что ты чувствуешь, знаю, что твой отец (мама, брат, сестра и т. д.) любил тебя, и ты никогда не забудешь его».

7.Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с родителем изменения в поведении ребенка, в его привычках.

 

8.Особое внимание требуется в праздничные дни – трудные для ребенка – когда остальные дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, можно предложить приготовить поздравление бабушке или тете.

 

Приложение 2.

Как пережить смерть близкого?

Дать универсальный ответ на эти вопросы невозможно.

Работа «печали» состоит в том, чтобы оторвать психическую энергию от любимого, но  утраченного на всегда  человека.

Психологическое переживание проходит через 4 этапа горевания:

Шок и оцепенение — до девяти дней. 

Отрицание — до сорока дней.

Принятие потери, проживание боли — до полугода.

Облегчение боли — до года. В этот период кажется, что человек научился управлять своим горем. 

Мягкое повторение всех этапов продолжается весь второй год.

В первую годовщину происходит всплеск горя. Однако человек уже умеет им управлять, поэтому все чувства не так обострены.

В середине второго года возможен последний всплеск чувства вины.

Если горевание психологически проходит нормально, то к концу второго года оно полностью завершается. Это значит, что живые теперь умеют жить без него и могут вспоминать о нем светло.

Только  15 процент людей,  патологически переживают смерть близких и нуждаются в помощи медицины и психотерапевта.

Патологическое переживание- это застревание человека на одной из стадий нормального горевания, невозможность вернуться к нормальной жизни.

Признаки горевания, при которых требуется помощь психолога:

- Человек не может говорить об утере (например, об умершем), не демонстрируя при этом признаков острого горя, хотя потеря произошла давно.

- Сохранение вещей умершего в пределах, переходящих разумные. Например, сохраняется комната или иконостас из фотографий. Создаётся своего рода музей утраты.

- Подобные события у других людей запускают интенсивные переживания собственной утраты.

- Хроническая депрессия с чувством вины.

- Процесс горевание больше одного года.

Комментарии закрыты.

Символика

Год качества

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Архивы