10 СЕНТЯБРЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ САМОУБИЙСТВ

Консультация педагога- психолога

для родителей

Суицид – это умышленное лишение себя жизни. Он является результатом взаимодействия биологических, генетических, этнокультурных, психологических, социальных и экологических факторов.

 

Самоубийство находится на третьем месте среди причин смерти детей и подростков. Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают вполне серьезные мысли, чтобы покончить с собой, и с годами суицид «молодеет».

Мотивы и причины детско-подростковых суицидов

Мотивов и причин, побуждающих подростка к совершению суицида множество, но на первый план нередко выступали стремление обратить внимание родителей, близких, педагогов на свои проблемы, и их такой страшный протест мотивировался бездушием, безразличием, цинизмом и жестокостью старших.

Среди побудительных мотивов к совершению суицида нередко выступают такие, как:

невыносимая душевная боль; одиночество; стыд за какой-то совершенный проступок;

ощущение безнадежности и беспомощности; нестерпимая обида и недовольство собой

(самоуничижение); выражение путем суицида протеста и разрешения всех проблем.

Факторами, подталкивающими подростка к самоубийству, могут быть:

Внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Существенную роль играет нарушение структуры семьи (развод родителей, смерть одного из ее членов). Потеря доверительных отношений с родителями – один из сильнейших стимуляторов суицидов у подростков.

Конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком трудности в школе приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения, что человек становится незначимым для окружающих. Травля со стороны одноклассников.

Несчастная или безответная любовь. Это происходит, во-первых, потому что подросткам бывает тяжело найти себе партнера или же наладить с ним отношения, удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая травма приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми.

Материально-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого – «ничего».

Депрессивное состояние и психическое расстройство (кратковременное или долгосрочное) в результате конфликтов или насилия между родителями в семье, а также вследствие массированного воздействия на сознание подростка агрессивной рекламы в электронных СМИ и Интернете, пропагандирующей секс, насилие, низменные стороны жизни, убийства и самоубийства.

Генетические факторы – некоторые подростки могут наследовать предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицидального поведения и суицида.

Неизлечимые болезни – такие как ВИЧ/СПИД, онкологические и венерические – нередко становятся стимулятором к совершению самоубийства.

Признаки суицидальных намерений у детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков и совершаемые ими суициды, в принципе не могут быть незамеченными окружающими и являться для них неожиданными. Этому, как правило, (за исключением единичных случаев), предшествуют:

Эмоционально-психологические изменения:

Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность.

Безразличное или враждебное отношение к окружающим.

Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивационный страх, тревога.

Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий.

Потеря интереса к привычным видам деятельности.

Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе. Снижение успеваемости.

Изменения внешнего вида и поведения:

Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде.

Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы или молчание.

Причитания, склонность к нытью, ворчливость.

Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал.

Раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых.

Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание.

Плохое поведение в школе.

Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках.

Увеличение потребления табака, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Изменения оценки действительности и собственной жизни:

Нигилистическое отношение к окружающим и действительности.

Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение безнадежности при оценке своего настоящего положения, отсутствие планов на будущее.

Рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой.

Поиск себе подобных суицидальноозабоченных в Интернете и других местах.

Связь с деструктивными сектами.

Больше всего самоубийств регистрируется весной, особенно в апреле, в период резких контрастов с цветением окружающей природы и душевной подавленностью.

Как предотвратить суицид?

При подозрении на попытку суицида со стороны подростка необходимо:

Немедленно проинформировать родителей или родственников подростка о возможной беде.

Обеспечить непрерывное наблюдение за подростком, как в школе, так и вне ее и в семье.

Осуществить квалифицированную консультацию у психиатра или психотерапевта.

Оказать специализированное лечение (при необходимости) у психотерапевта или в специальном учреждении.

Установить заботливые взаимоотношения с подростком – незамедлительно побеседовать с ним уже в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, но не в назидательном, а в душевном и доброжелательном тоне.

Избегать «дешевых» утешений или упреков.

Внимательно выслушать и серьезно воспринять любую жалобу подростка.

Прямо спросить о его суицидальных мыслях, намерениях, планах.

Выяснить, что же подросток желает изменить в себе, в окружающих, в той ситуации в какую он попал. Предложить конструктивные подходы к выходу из положения и вселить в него надежду на возвращение к нормальной жизни.

Особая ответственность в подобной обстановке лежит на родителях ребенка или других лицах, их заменяющих:

Необходимо восстановить доверительные отношения с ребенком, добиться, чтобы он рассказал всю правду о случившемся и причинах, побудивших его на такой поступок.

Говорить с ребенком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием и участием.

Дать ребенку «излить душу», не перебивая и не одергивая его.

Стремиться понять ребенка, почувствовать ситуацию его глазами, быть на его стороне.

Такое внимательное отношение к подростку должно оставаться как можно дольше, до полной его психологической и физической реабилитации.

Любые переживания и тревоги наших детей и подростков не должны оставаться без заботливого, чуткого внимания и помощи родителей, педагогов, врачей.

Комментарии закрыты.

Символика

Выборы Президента Республики Беларусь

Год благоустройства

Условия приёма

Сайт kids.pomogut.by

Молодёжь против наркотиков

Единый портал

Помогут

Живите на здоровье!

Электронная газета «Календарь здоровья»

МЧС: помощь рядом!

интерактивный путеводитель

Гордимся, что научили

Трудоустройство молодежи в свободное от учебы время

Служба занятости

Май 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Архивы