Психологическая поддержка ребенка в семье

Психологическая поддержка – один из факторов, способных улучшить взаимоотношения детей и взрослых. При недостатке, отсутствии адекватной поддержки ребёнок испытывает разочарование и склонен к различным аффективным поступкам.

 Психологическая поддержка – это процесс:

в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах ребёнка с целью повышения его самооценки;·

который помогает ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности;·

который помогает ребёнку избежать ошибок или исправлять их;·

который поддерживает ребёнка при неудачах, оказывает ему внимание.·

Чтобы научиться поддерживать ребенка, взрослым, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает, т.к. ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и когда ему хорошо. Вербально и невербально старший сообщает ребенку, что верит в его силы и способности.

Взрослый, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает поступок в целом, но и старается выделить отдельные позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Для того чтобы поддержать ребенка, взрослые должны сами испытывать уверенность. Они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания и знать, что оказывая ее, он сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: «Ты мог бы и не пачкаться», «Какой ты неуклюжий», «Посмотри, как твой брат (друг) хорошо сделал это», «Ты должен был смотреть, когда я тебе это показывал». Как правило, негативные замечания не имеют действия. Постоянные упреки приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу заслужить одобрение. Я сдаюсь».

Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки ребенка:

• гиперопека:

• создание зависимости ребенка от взрослого;

• навязывание нереальных стандартов;

• стимулирование соперничества с братом, сверстниками.

Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают гармоничному развитию его личности. Подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку: «Хоть я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Необходимо показать ребенку, что неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение тона, жестов, выражения лица, глаз и т.д.

Для создания психологической поддержки, эффективно продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений и успехов. У ребенка необходимо создать установку: «Ты можешь это сделать». Родитель должен показать ребенку, что тот является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Очень важно создать ребенку ситуацию успеха, так как успех порождает новый успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, чтобы поддержать ребёнка, необходимо:

1) опираться на его сильные стороны;

2) избегать подчёркивания промахов;

3) показать, что вы довольны поведением ребёнка;

4) уметь проявлять любовь и уважение к ребёнку;

5) уметь помочь ребёнку разбить большое задание на более мелкие, с которыми ему легче будет справиться;

6) проводить больше времени с ребёнком;

7) внести юмор в отношения с ребёнком;

8) знать обо всех начинаниях ребёнка

9) уметь взаимодействовать с ребёнком;

10) позволить ребёнку самому решать свои детские проблемы.

11) избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;

12) принимать индивидуальность ребёнка;

13) проявлять веру в ребёнка;

14) демонстрировать оптимизм.

 

Поддерживать можно посредством:

 отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай);·

высказываний («Я горжусь тобой!», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс!», «Я рад твоей помощи», «Все идет прекрасно», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);·

прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его).·

совместных действий физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);·

выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).·

 

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Слова поддержки:

- Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо.

- Это нелегко сделать, но ты сильный, ты справишься.

- В жизни бывают удачи и неудачи. Но вместе мы преодолеем трудности.

Слова, вызывающие разочарование

- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты бы мог сделать это гораздо лучше.

- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам сделаю.

- Ты еще маленький, чтобы делать такую работу.

Комментарии закрыты.

Символика

Год качества

Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архивы